Почему мы должны бороться против UCITA
UCITA — проект закона, составленного разработчиками несвободных программ, которые просят теперь принять его во всех пятидесяти штатах США. Если UCITA будет принят, это грозит сообществу свободного программного обеспечения (1) бедствием. Чтобы понять, почему, прочтите, пожалуйста, остальное.
Мы в целом убеждены, что большие компании обязаны следовать жестким стандартам ответственности перед своими клиентами, потому что они в состоянии следовать им и потому что это заставит их оставаться честными. С другой стороны, к частным лицам, любителям и добрым самаритянам следует относиться более благосклонно.
UCITA делает в точности противоположное. Она возлагает ответственность на частных лиц, любителей и добрых самаритян, но не на большие компании.
Понимаете, в UCITA сказано, что разработчик или поставщик программы полностью отвечает за недостатки в программе, когда это особо не оговаривается; но этот законе позволяет также оговаривать это в упаковочной лицензии. Хитроумные программистские компании, выпускающие несвободные программы, будут применять упаковочные лицензии, чтобы полностью избежать ответственности. А любителей и независимых программистов, которые разрабатывают программы для других, то и дело будут обдирать, как липку, потому что они не знают об этой проблеме. И у нас, разработчиков свободных программ, не будет никакого надежного способа избежать этой проблемы.
Что мы можем с этим поделать? Мы могли бы попробовать изменить свои лицензии, чтобы избежать этого. Но поскольку мы не пользуемся упаковочными лицензиями, мы не можем изменить то, что UCITA подразумевает по умолчанию. Возможно, мы можем запретить распространение в штатах, которые приняли UCITA. Это могло бы решить проблему — для программ, которые мы выпустим в будущем. Но мы не можем сделать это задним числом для программ, которые мы уже выпустили. Те версии уже доступны, люди уже получили разрешение распространять их в этих штатах — и когда они делают это, по UCITA они возложили бы на нас ответственность. Мы не в силах изменить это положение, меняя свои лицензии сейчас; нам придется выстраивать сложную юридическую аргументацию, которая может работать, а может и нет.
У UCITA есть другое косвенное следствие, которое подрубило бы под корень развитие свободных программ в долгосрочной перспективе: она дает разработчикам несвободных программ власть запрещать обратную разработку. Это позволило бы им легко устанавливать секретные форматы файлов и протоколы, все способы выявления подробностей которых были бы для нас незаконны.
Это было бы катастрофическим препятствием для развития свободных программ, которые могут служить практическим нуждам пользователей, потому что сообщение с пользователями несвободных программ — одна из таких нужд. Сегодня многие пользователи ощущают необходимость работы под Windows — только для того, чтобы иметь возможность читать и создавать файлы в формате Word. В “хэллоуинских документах” компании Microsoft объявлено о плане применения секретных форматов и протоколов как оружия для противодействия развитию системы GNU/Linux (2).
В точности этого рода ограничения сейчас применяются в Норвегии для преследования шестнадцатилетнего Йона Йохансена, расшифровавшего формат DVD, чтобы можно было писать свободные программы для проигрывания их в свободных операционных системах. (Фонд электронной границы помогает в его защите; подробности см. на eff.org.)
Некоторые люди, сочувствующие движению за свободное программное обеспечение, доказывали, что UCITA принесет пользу нашему сообществу, сделав ограничения несвободных программ невыносимыми и приводя таким образом пользователей к нам. Если рассуждать реалистично, то это маловероятно, потому что это предполагает, что разработчики несвободных программ будут действовать против своих собственных интересов. Они, возможно, жадны и безжалостны, но они не глупы.
Разработчики несвободных программ намерены применять дополнительную власть, которую дал бы им UCITA, чтобы увеличить свои доходы. Вместо того, чтобы все время жать на этот рычаг до отказа, они постараются найти наиболее доходный способ пользования им. Те его применения, которые будут приводить к прекращению покупок пользователями, будут отвергнуты; те, к которым большинство пользователей будет терпимо, станут нормой. Нам UCITA не поможет.
UCITA распространяется не только на программы, но и на все виды информации, которую можно читать с помощью компьютера. Даже если вы пользуетесь только свободными программами, вы, вероятно, читаете на своем компьютере статьи и пользуетесь базами данных. UCITA позволит издателям налагать на вас возмутительнейшие ограничения. Они смогли бы в любой момент изменять лицензию задним числом и принуждать вас к удалению материалов, если вы не согласны принять изменение. Они даже смогли бы запрещать вам описывать то, что вы видите, как недостатки этих материалов.
Эта несправедливость слишком возмутительна, чтобы пожелать ее кому бы то ни было, даже если бы это косвенно было полезно для благого дела. Как этичные существа, мы не должны одобрять создание трудностей и несправедливости в отношении других на основании того, что это побудит их присоединиться к нашему делу. Мы не должны быть макиавеллистами. Смысл свободных программ — забота друг о друге.
Наш единственный остроумный план, наш единственный этичный план —... победить UCITA!
Если вы хотите помочь бороться против UCITA, посещая встречи с законодателями в своем штате, пошлите сообщение Скипу Локвуду <dfc@dfc.org>. Он расскажет вам о том, как достичь нужного эффекта.
Больше всего нужны добровольцы в Мэриленде и Вирджинии (3), но скоро к ним присоединятся Калифорния и Оклахома. Вероятно, рано или поздно сражение произойдет в каждом штате.
Подробнее об UCITA см. на badsoftware.com (архив страницы) или на странице UCITA в Википедии.
Примечания
- Другие люди ввели в употребление термин “открытый исходный
текст” для описания сходной категории программ. Я пользуюсь термином
“свободные программы”, чтобы показать, что движение за свободное
программное обеспечение по-прежнему существует — что движение за
открытый исходный текст не заменило и не поглотило нас.
Если вы цените свою свободу, а не только удобства, я предлагаю вам пользоваться термином “свободные программы”, а не “открытый исходный текст”, когда описываете свою работу, таким образом, чтобы ясно заявить о своих ценностях.
Если вы цените точность, пользуйтесь, пожалуйста, термином “свободные программы”, а не “открытый исходный текст”, когда описываете работу движения за свободное программное обеспечение. Операционная система GNU, ее вариант — GNU/Linux, многочисленные пакеты программ GNU и GNU GPL — все это прежде всего работа движения за свободное программное обеспечение. У сторонников движения за открытый исходный текст есть право пропагандировать свои взгляды, но они не должны опираться при этом на наши достижения.
Более подробное объяснение см. на gnu.org/philosophy/open-source-misses-the-point.html
- Эту систему часто называют “Linux”, но строго говоря, Linux — это в действительности ядро, один из важных компонентов системы (см. gnu.org/gnu/linux-and-gnu.html).
- Нижняя палата Мэриленда одобрила UCITA; оказывается давление, чтобы получить
одобрение сената до конца законодательной сессии (10 апреля).
Торопить обсуждение этого закона еще более очевидно глупо, чем сам закон. Так что если вы живете в Мэриленде, позвоните или напишите, пожалуйста, своему сенатору штата; скажите, что сенат должен по меньше мере отложить UCITA для изучения летом, если не отвергнуть совсем.
Если вы знаете кого-нибудь в Мэриленде, кто работает с компьютерами, перешлите, пожалуйста, это сообщение тому лицу и попросите о поддержке.
Если вы поддерживаете кампанию против UCITA, добавьте, пожалуйста, заметные ссылки на эту страницу и на http://www.4cite.org [закрыт].