GNU GPL и американская мечта
Брэдли М. КунКогда я был в начальной школе — здесь же, в Соединенных Штатах Америки,— меня учили, что наша родина — “страна возможностей”. Мои учителя говорили мне, что моя страна — особенная, потому что каждый, у кого есть хорошая идея и стремление хорошо работать, может заработать себе на жизнь и преуспеть. Они называли это “американской мечтой”.
Что было краеугольными камнем “американской мечты”? Равенство: у каждого в нашем обществе одни и те же возможности в выборе своего собственного пути. Я могу сделать любую карьеру, какую захочу, и если я буду усердно трудиться, то я преуспею.
Так вышло, что у меня были кое-какие способности к работе с компьютерами,— в частности, с компьютерными программами. Воспитанный на “американской мечте”, я в полную силу занимался, изучая компьютерные программы. Я хотел реализовать свой шанс преуспеть.
Однако скоро я открыл, что во многих случаях не все игроки на поле компьютерных программ равны. К тому времени, когда я вышел на это поле, большие компании — такие, как Microsoft,— начинали контролировать значительную часть технических методов. Я столкнулся с тем, что реализации этих методов доступны мне по лицензионным соглашениям, которые запрещают мне изучать их и учиться на них. У меня не было никакой возможности заглянуть в исходные тексты программ.
Я также выяснил, что те, у кого много денег, могут договориться о других условиях. Заплатив достаточную сумму, они могут получить разрешение изучать исходный текст и учиться на нем. Как правило, такие лицензии стоят многие тысячи долларов; будучи молодым и относительно бедным, я даже мечтать об этом не мог.
Когда в годы своей юности я работал в сфере программного обеспечения, меня порядком угнетала невозможность узнать больше, но наконец я открыл другой свод программ, который мне изучать и учиться позволял. Эти программы выпускались под другой лицензией, она называлась GNU GPL. Вместо того, чтобы огранить мою свободу исследовать программы и учиться на них, эта лицензия была составлена специально для того, чтобы позволять мне учиться. Эта лицензия гарантировала: что бы ни случилось с обнародованными версиями программы, я всегда смогу изучать ее исходный текст.
На этих программах я быстро сделал карьеру. У меня была масса работы по установке, настройке, администрированию этих программ и обучению работе с ними. Благодаря GNU GPL я знал, что всегда смогу поспевать за конкурентами в своем деле, потому что я всегда легко могу узнать о новшествах, как только они появятся. Это дало мне уникальную возможность и самому вносить такие новшества. Я мог быстро улучшить программу и тем самым произвести впечатление на моих нанимателей. Я даже мог основать свое собственное консультационное бюро. Свое собственное дело! Вершина “американской мечты”!
Поэтому я был так удивлен, когда на прошлой неделе вице-президент Microsoft намекнул, что GNU GPL противоречит “американскому пути”.
GNU GPL составлена специально для того, чтобы гарантировать, что у всех технических новаторов, программистов и пользователей программ будут одинаковые стартовые условия. Каждый студент, независимый подрядчик, малое предприятие и крупная корпорация получили равные возможности вводить новшества. Мы все начинаем гонку из одной точки. Тот, кто глубоко понимает программы и умеет делать свою работу для других хорошо, скорее всего, преуспеет, и они действительно преуспевают.
Это как раз то, что представляет собой “американский путь”; по крайней мере, тот, которому меня учили в школе. Я надеюсь, что мы не позволим Microsoft и прочим определить его по-другому.