Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Тивоизация

Есть один парадоксальный класс программ для устройств. Исходный текст их свободен, потому что он несет в себе лицензию свободных программ, но конкретная аппаратура, для которой эти программы составлены, делает на практике любые двоичные файлы, произведенные из этого исходного текста, несвободными. Это происходит оттого, что эта аппаратура требует, чтобы двоичные файлы были подписаны производителем аппаратуры либо чтобы вообще выполняться, либо чтобы пользоваться жизненно важными средствами аппаратуры, фактически запрещая пользователям работать с измененными версиями. Мы называем эти программы тивоизованными кляксами.

Хотя на аппаратуре, которая требует подписей, физически все-таки возможно заменить выпущенный двоичный файл, это бесполезно, поскольку аппаратура отказалась бы выполнять измененную версию или производить какую-то работу, например декодировать цифровое управление ограничениями. Тем самым свобода номер 1 (одна из четырех важнейших свобод) отсутствует, так что этот двоичный файл не свободен, несмотря на то что исходный текст может нести лицензию свободных программ. Косвенно тивоизация влияет на другие свободы (пользования измененными версиями и распространения их), потому что любое изменение программы вами приведет к неисправной аппаратуре. Двоичный файл может являться программой с открытым исходным текстом, потому что понятие “открытый исходный текст” определяется в терминах того, как обращаются с исходным текстом.

Издатель или изготовитель может представлять эту принудительную проверку подписи как “достоинство”. Вот их аргумент: ваш компьютер не станет грузить (или утратит важные функции), если аппаратура обнаружит поврежденные программы, так что тивоизация защищает вас и ваши данные. Но мы должны спросить, кого она защищает и от кого. Кто владелец этого замка? Кто решает, какие программы хороши, а какие плохи для наших собственных вычислений? Если это не мы, то этот компьютер не лоялен.

Тивоизация — не защитная функция, это западня для нашей свободы. Она не дает пользователям обновлять их собственную аппаратуру или программы для нее, она создает ложное ощущение безопасности, передавая контроль над компьютером только некоему “доверенному” поставщику программ, вынуждая пользователя верить ему в этом на слово.

Программы, которые управляют аппаратурой на наиболее низком уровне, обладают также наиболее полным контролем над ней. В них часто содержатся лазейки и уязвимости, которые позволено устранять только “доверенному” поставщику (т.е. тому, кому доверяет аппаратура).

Не допуская выполнения неподписанных или подписанных пользователем версий программ, изготовитель и издатель сохраняют контроль над вашими вычислениями даже в большей степени, чем если бы сам исходный текст был несвободен! Это служит только целям издателя или изготовителя, для пользователя программ или владельца аппаратуры тут выгод нет. С другой стороны, если какие-то модели аппаратуры будут выполнять измененные версии, то для вас подписанная производителем версия не имеет преимуществ перед вариантом, подписанным вами.

Среди наиболее важных дополнений в Стандартной общественной лицензии GNU версии 3, выпущенной в 2007 году, был запрет на то, чтобы брать программу под этой лицензией, и распространять ее в тивоизованном виде, потому что это отказывает пользователям в практической свободе изменять программу, а затем пользоваться измененной версией.

Как объявлено в Руководстве GNU для свободных дистрибутивов систем, операционные системы, которые предоставляют такие программы, не свободны независимо от того, является ли исходный текст в источнике свободным.