English [en]   français [fr]   日本語 [ja]   русский [ru]  

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Что в GPLv3 означает “Программа”?

Резюме

В версии 3 Стандартной общественной лицензии GNU (GPLv3) слово “Программа” означает ту конкретную работу, которую лицензируют по GPLv3 и которую конкретный лицензиат получает от лицензиара или распространителя. “Программа” — это конкретная программная работа, которую вы получили в данном акте лицензирования по GPLv3, в том виде, в каком вы ее получили.

“Программа” не может означать “все работы, когда-либо лицензированные по GPLv3”; такое толкование бессмысленно, потому что “Программа” стоит в единственном числе: те многочисленные различные программы не составляют одну программу.

В частности, это относится к условию абзаца 3 GPLv3 из раздела 10, в котором сказано:

[В]ы не можете подавать в суд заявление (в том числе перекрестное или встречное обвинение в суде) о том, что какой-либо пункт патента нарушается фактом изготовления, применения, продажи, предложения продажи или импорта Программы или любой ее части.

Это условие, которое ограничивает возможности лицензиата подавать в суд на конкретную программу под GPLv3, полученную им, за нарушение патента. В нем не говорится о ситуации, в которой сторона-лицензиат программы А, распространяемой по GPLv3 (но не другой программы под GPLv3 Б, не связанной с А), подает в суд за нарушение патента на программу Б. Если эта сторона является лицензиатом как А, так и Б, она потенциально утрачивала бы права на Б, но не на А.

Поскольку патенты на программы несправедливо ставят под угрозу всех разработчиков, всех распространителей и всех пользователей программ, мы упразднили бы их, если бы могли. И действительно, мы боремся за это. Но мы считаем, что было бы более чем нецелесообразно доходить до того, чтобы в лицензии любой программы под GPL требовать обещания никогда не нападать ни на какую программу под GPL.

Подробный анализ

GPLv3 определяет “Программу” следующим образом:

“Программа” означает любую работу, на которую распространяется авторское право, лицензируемую по этой Лицензии.

Некоторые утверждали, что это определение можно читать как означающее все работы, лицензированные по GPLv3, а не конкретную работу, полученную лицензиатом в контексте данного лицензирования. Эти читатели выражали особую озабоченность последствиями такого толкования новых условий GPLv3 о патентах, особенно условием из третьего абзаца раздела 10 о прекращении действия лицензии, связанном с патентами, и явным предоставлением патентной лицензии, осуществляемым дальнейшими соразработчиками согласно третьему абзацу раздела 11. Это чрезмерно широкое толкование слова “Программа” неверно и противоположно тому, что мы имели в виду, когда писали GPLv3.

Слово “любой” в английском может принимать многие тонко различающиеся оттенки значения. В некоторых контекстах “любой” означает “каждый” или ”всякий”; в других, в том числе в определении “Программы” в GPLv3, оно предполагает “один конкретный экземпляр, выбранный из многих возможностей”. Эта изменчивость должна устраняться контекстом. Этот контекст ее устраняет, но требует некоторых размышлений.

Мы могли бы сформулировать определение “Программы” по-другому, например, употребив слово “конкретная” вместо “любая”, но это не устранило бы необходимости размышлений. Фраза “конкретная работа, лицензируемая по этой Лицензии”, взятая сама по себе, не обязательно обозначала бы эту конкретную работу, получаемую конкретным “Вы” в конкретном акте лицензирования или распространения. Наш обзор других лицензий свободных программ показывает, что при их толковании возникают сходные проблемы из-за слов общего указания, употребляемых для облегчения повторного использования лицензии.

Если принять во внимание, что ни один из вариантов не достаточно однозначен, чтобы исключить все другие потенциальные значения, то у варианта “любой” есть преимущества. Это несколько более неформальное и менее канцелярское выражение, чем возможные альтернативы, что подходит для разработчиков, читающих и применяющих лицензию. Более того, применение слова “любой”, из-за того, что оно предполагает выбор из многих удовлетворяющих условию программ, подчеркивает возможность повторного использования GPLv3 для многих программных работ и во многих ситуациях лицензирования. GNU GPL предназначена для применения в программах многими разработчиками, и это тоже должно быть ясно.

То же самое употребление слова “любой”, которое вызвало беспокойства по поводу толкования в GPLv3, существует в GPLv2, в соответствующем определении. Раздел 0 GPLv2 гласит:

Эта лицензия распространяется на любую программу или другую работу, которая содержит уведомление, размещенное правообладателем, в котором сказано, что ее можно распространять на условиях этой Стандартной общественной лицензии. Ниже “Программа” означает любую такую программу или работу, а “производное от программы произведение” означает либо Программу, либо любое производное произведение в терминах авторского права...

Однако ФСПО и другие члены сообщества пользователей GPL всегда подразумевали, что “Программа” в GPLv2 означает конкретное произведение, лицензируемое по GPL и полученное вами, до того как вы вносите в него любые возможные изменения. Предполагается, что определение “Программы” в GPLv3 будет сохранять это значение.

Мы не можем найти в GPLv3 пункта, в котором применение предложенного широкого толкования “Программы” (и ее надмножества, “работы, на которую распространяется лицензия”) имело бы смысл или было бы сколько-нибудь практически значимо, согласовываясь с формулировкой этого пункта и историей его составления. Патентные оговорки в GPLv3 не представляют исключения.

Третий абзац раздела 11 гласит:

Каждый соразработчик предоставляет вам неисключительную бесплатную патентную лицензию на изготовление, продажу, предложение продажи, импорт и другие способы выполнения, изменения и передачи содержимого его, соразработчика, версии; эта патентная лицензия действует по всему миру и распространяется на все существенные пункты патентов соразработчика.

“Соразработчик” определяется как “правообладатель, который санкционирует на условиях этой Лицензии применение Программы или произведения, производным от которого является Программа”.

Нам указывали на то, что широкое толкование “Программы” приведет к предоставлению чрезмерно широкой патентной лицензии, поскольку для данного лицензиата GPLv3 множество соразработчиков, предоставляющих патентные лицензии, становится множеством всех лицензиаров всех произведений, выпущенных в мире под GPLv3, а не просто множеством лицензиаров конкретной работы, полученной лицензиатом в конкретном акте лицензирования.

Внимательное рассмотрение формулировки того, как предоставляется патентная лицензия, показывает, однако, что эти опасения беспочвенны. Чтобы осуществлять то, что разрешает патентная лицензия, у лицензиата GPLv3 должно быть во владении “содержимое версии соразработчика”. Если это так, то он обязательно является получателем этого материала, лицензированного ему по GPLv3.

Следовательно, соразработчики всегда являются фактическими лицензиарами авторских прав на материал, на который предоставляется патентная лицензия. Лицензиат, пользующийся предоставляемой патентной лицензией, в конечном счете получил материал, на который распространяется патентная лицензия этих соразработчиков. В противном случае предоставление патентной лицензии было бы бессмысленным, потому что осуществление данных ею разрешений связывается с “версией соразработчика”. Соразработчики и лицензиат патентной лицензии раздела 11 вступают в отношение прямого и косвенного распространения. Следовательно, абзац 3 раздела 11 не требует, чтобы вы предоставляли патентную лицензию никому, кто не является одновременно лицензиатом ваших авторских прав. (Перераспространители, не являющиеся соразработчиками, остаются в рамках соответствующей доктрины неявной патентной лицензии и особо оговоренного “автоматического распространения” абзаца 6 раздела 11.)

Точно так же нет оснований для широкого толкования “Программы”, когда рассматривается патентный пункт третьего абзаца раздела 10. Согласно этому пункту,

[В]ы не можете подавать в суд заявление (в том числе перекрестное или встречное обвинение в суде) о том, что какой-либо пункт патента нарушается фактом изготовления, применения, продажи, предложения продажи или импорта Программы или любой ее части.

В сочетании с предоставлением патентной лицензии в абзаце 3 раздела 11 и пунктом о прекращении действия из раздела 8, этот пункт раздела 10 ведет к условию прекращения действия патентной лицензии в обстоятельствах, сходных с описанными в версии 2.0 Лицензии Apache.

ФСПО сочувствует намерениям, с которыми в некоторых лицензиях свободных программ добавлены пункты о широких ответных мерах в отношении патентов, поскольку упразднение патентов на программы весьма желательно. Однако мы считаем, что пункты о широких ответных мерах в отношении патентов едва ли принесут пользу сообществу, в особенности те пункты, которые могут вступать в действие в случае патентных разбирательств, касающихся других программ, не связанных с программами, лицензия которых прекращается. Мы были очень осмотрительны, когда предпринимали шаги по включению ответных мер в отношении патентов в GPLv3, и абзац 3 раздела 10 преднамеренно сделан более узким, чем пункты об ответных мерах в отношении патентов в нескольких других хорошо известных лицензиях, в частности, в Общественной лицензии Mozilla версии 1.1, касательно прекращения патентных лицензий.

Если бы предложенное толкование “Программы” действовало в абзаце 3 раздела 10, то результатом было бы радикальное отступление от наших прежних однозначных заявлений и правил об ответных мерах в отношении патентов, чего мы никоим образом не имели в виду.

Остальной текст в версии 3 GPL свидетельствует о тех же правилах. Пункт о патентных разбирательствах в разделе 10 был добавлен в Рабочей редакции 3 GPLv3 как замена части пункта 7(b)(5) (в Рабочей редакции 2). Пункт 7(b)(5) допускал размещение двух категорий оговорок о прекращении патентных лицензий для работ под GPLv3:

условия, при которых полностью или частично прекращается или допускается прекращение разрешения пользоваться материалом, на который они распространяются, для пользователя, который начинает судебный процесс о патентах (то есть процесс, в котором утверждается, что некоторая программа нарушает патент), причем этот процесс не начат как ответный процесс или защита от другого, начатого ранее, разбирательства по вопросу патентов на программы, или в котором предположительно нарушающая патент программа включает некоторый материал, на который распространяется Лицензия, возможно, в сочетании с другими программами...

Раздел 7 не устанавливает правила собственно GPL: вместо этого в нем говорится, насколько далеко могут заходить другие совместимые лицензии. Таким образом, этот текст в разделе 7 не устанавливал бы широких ответных мер в отношении патентов; он только допускал бы сочетание программ под GPL с другими лицензиями, в которых такие широкие ответные меры в отношении патентов предпринимаются.

Тем не менее, как объяснялось в Пояснительной записке к Рабочей версии 3, такие широкие ответные меры подверглись критике, потому что они могли распространяться на разбирательства о патентах на программы, в которых обвиняемые программы никак не связаны с программами, составляющими предмет лицензии. Ввиду того, что не было никаких широко применяемых лицензий, с которыми это позволяло бы достичь совместимости, в Рабочей версии 3 мы опустили широкие ответные меры в отношении патентов из диапазона совместимости с GPL.

Мы сделали это, заменив 7(b)(5) на текст в разделе 10, в котором мы оставили только то, что соответствовало второй категории случаев. Первая категория, таким образом, снова стала несовместимым с GPL “дальнейшим ограничением” в Рабочей версии 3, точно так же как в версии 3 GPL в том виде, в каком она была реально опубликована.

Перейти к вопросам и ответам

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

English [en]   français [fr]   日本語 [ja]   русский [ru]  

What does "the Program" mean in GPLv3?

Summary

In version 3 of the GNU General Public License (GPLv3), the term "the Program" means one particular work that is licensed under GPLv3 and is received by a particular licensee from an upstream licensor or distributor. The Program is the particular work of software that you received in a given instance of GPLv3 licensing, as you received it.

"The Program" cannot mean "all the works ever licensed under GPLv3"; that interpretation makes no sense, because "the Program" is singular: those many different programs do not constitute one program.

In particular, this applies to the clause in section 10, paragraph 3 of GPLv3 which states

[Y]ou may not initiate litigation (including a cross-claim or counterclaim in a lawsuit) alleging that any patent claim is infringed by making, using, selling, offering for sale, or importing the Program or any portion of it.

This is a condition that limits the ability of a GPLv3 licensee to bring a lawsuit accusing the particular GPLv3-covered software received by the licensee of patent infringement. It does not speak to the situation in which a party who is a licensee of GPLv3-covered program A, but not of unrelated GPLv3-covered program B, initiates litigation accusing program B of patent infringement. If the party is a licensee of both A and B, that party would potentially lose rights to B, but not to A.

Since software patents pose an unjust threat to all software developers, all software distributors, and all software users, we would abolish them if we could. Indeed, we campaign to do so. But we think it would have been self-defeating to make the license conditions for any one GPL-covered program go so far as to require a promise to never attack any GPL-covered program.

Further analysis

GPLv3 defines "the Program" as follows:

"The Program" refers to any copyrightable work licensed under this License.

Some have contended that this definition can be read to mean all GPLv3-licensed works, rather than the one particular GPLv3-licensed work received by a licensee in a given licensing context. These readers have expressed particular concern about the consequences of such an interpretation for the new patent provisions of GPLv3, especially the patent termination condition found in the third paragraph 10 and the express patent license grant made by upstream contributors under the third paragraph of section 11. This overbroad reading of "the Program" is incorrect, and contrary to our intent as the drafters of GPLv3.

The word "any" is susceptible to multiple, subtly different shades of meaning in English. In some contexts, "any" means "every" or "all"; in others, including the definition of "the Program" in GPLv3, it suggests "one particular instance of, selected from many possibilities". This variability has to be resolved by the context. This context resolves it, but it requires some thought.

We could have worded the definition of "the Program" differently, such as by using "a particular" instead of "any", but that would not have eliminated the need for thought. The phrase "a particular work licensed under this License", regarded in isolation, would not necessarily signify *the* particular work received by a particular "you" in a particular act of licensing or distribution. Our review of other free software licenses shows that they raise similar issues of interpretation, with words of general reference used in order to facilitate license reuse.

Given that no choice is so clear that all other candidate meanings must be rejected, "any" has certain advantages. It is a somewhat more informal and less legalistic usage than the possible alternatives, an appropriate register for the developers reading and applying the license. Moreover, the usage of "any", through its suggestion of selection out of many qualifying possibilities, has the effect of emphasizing the reusability of GPLv3 for multiple works of software and in multiple licensing situations. The GNU GPL is intended to be used by many developers on their programs and that too needs to be clear.

The same use of "any" that has given rise to interpretive concerns under GPLv3 exists in GPLv2, in its corresponding definition. Section 0 of GPLv2 states:

This License applies to any program or other work which contains a notice placed by the copyright holder saying it may be distributed under the terms of this General Public License. The "Program", below, refers to any such program or work, and a "work based on the Program" means either the Program or any derivative work under copyright law …

However, it has always been the understanding of the FSF and others in the GPL-using community that "the Program" in GPLv2 means the particular GPL-covered work that you receive, before you make any possible modifications to it. The definition of "the Program" in GPLv3 is intended to preserve this meaning.

We can find no clause in GPLv3 in which applying the suggested broad interpretation of "the Program" (and the superset term "covered work") would make sense or have any practical significance, consistent with the wording of the clause and its drafting history. The patent provisions of GPLv3 are a case in point.

The third paragraph of section 11 states:

Each contributor grants you a non-exclusive, worldwide, royalty-free patent license under the contributor's essential patent claims, to make, use, sell, offer for sale, import and otherwise run, modify and propagate the contents of its contributor version.

A "contributor" is defined as "a copyright holder who authorizes use under this License of the Program or a work on which the Program is based."

The broad reading of "the Program", it has been suggested, gives rise to an unreasonably broad patent license grant. The reasoning is that, for a given GPLv3 licensee, the set of contributors granting patent licenses becomes all GPLv3 licensors of all GPLv3-covered works in the world, and not merely licensors of the specific work received by that licensee in a particular act of licensing.

Close attention to the wording of the patent license grant, however, shows that these concerns are unfounded. In order to exercise the permissions of the patent license grant, a GPLv3 licensee must have "the contents of [the contributor's] contributor version" in his possession. If he does, then he is necessarily a recipient of that material, licensed to him under GPLv3.

Therefore, contributors are always the actual copyright licensors of the material that is the subject of the patent license grant. The user benefiting from the patent license grant has ultimately received the material covered by the grant from those contributors. If it were otherwise, the patent license grant would be meaningless, because the exercise of its permissions is tied to the contributor's "contributor version". The contributors and the section 11 patent licensee stand in a direct or indirect distribution relationship. Therefore, section 11, paragraph 3 does not require you to grant a patent license to anyone who is not also your copyright licensee. (Non-contributor redistributors remain subject to applicable implied patent license doctrine and to the special "automatic extension" provision of section 11, paragraph 6.)

There is similarly no basis for the broad reading of "the Program" when one considers the patent-related clause in the third paragraph of section 10. This clause provides:

[Y]ou may not initiate litigation (including a cross-claim or counterclaim in a lawsuit) alleging that any patent claim is infringed by making, using, selling, offering for sale, or importing the Program or any portion of it.

Coupled with the patent license grant of section 11, paragraph 3, and the termination clause of section 8, this section 10 clause gives rise to a patent termination condition similar in scope to that contained in the Apache License version 2.0.

The FSF sympathizes with the intent of broad patent retaliation clauses in some free software licenses, since the abolition of software patents is greatly to be desired. However, we think that broad patent retaliation provisions in software licenses are unlikely to benefit the community, especially those clauses which can be triggered by patent litigation concerning other programs unrelated to the software whose license permissions are being terminated. We were very cautious in taking steps to incorporate patent retaliation into GPLv3, and the section 10, paragraph 3 clause is intended to be narrower than patent retaliation clauses in several other well-known licenses, notably the Mozilla Public License version 1.1, with respect to termination of patent licenses.

If the suggested interpretation of "the Program" applied to the section 10, paragraph 3 clause, the result would be a radical departure from our consistent past statements and policies concerning patent retaliation, which we clearly did not intend.

Other text in GPL version 3 shows the same policy. The patent litigation clause in section 10 was added to Draft 3 of GPLv3 as a replacement for part of the previous clause 7(b)(5) (in Draft 2). Clause 7(b)(5) permitted the placement of two categories of patent termination provisions on GPLv3-licensed works:

terms that wholly or partially terminate, or allow termination of, permission for use of the material they cover, for a user who files a software patent lawsuit (that is, a lawsuit alleging that some software infringes a patent) not filed in retaliation or defense against the earlier filing of another software patent lawsuit, or in which the allegedly infringing software includes some of the covered material, possibly in combination with other software …

Section 7 does not state the GPL's own policy; instead it says how far other compatible licenses can go. Thus, that text in section 7 would not have established broad patent retaliation; it only would have permitted combining GPL-covered code with other licenses that do such broad patent retaliation.

Nonetheless, as explained in the Rationale for Draft 3, such broad retaliation was criticized because it could apply to software patent lawsuits in which the accused software was unrelated to the software that was the subject of the license. Seeing that there were no widely used licenses with which this would provide compatibility, in draft 3 we dropped broad patent retaliation from the range of GPL compatibility.

We did so by replacing 7(b)(5) with text in section 10, in which we kept only what corresponded to the second category. The first category therefore reverted to being a GPL-incompatible "further restriction" in Draft 3, and likewise in GPL version 3 as actually published.

Return to the FAQ

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top