English [en]   català [ca]   Česky [cs]   Deutsch [de]   ελληνικά [el]   español [es]   français [fr]   hrvatski [hr]   italiano [it]   日本語 [ja]   한국어 [ko]   Nederlands [nl]   polski [pl]   русский [ru]   Shqip [sq]   українська [uk]   简体中文 [zh-cn]  

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

GNU — единственная операционная система, разработанная специально для того, чтобы дать ее пользователям свободу. Что такое GNU, и о какой свободе идет речь?

Что такое GNU?

GNU — операционная система типа Unix, программы которой свободны — они уважают вашу свободу. Разработка GNU сделала возможной пользование компьютером без программ, которые растоптали бы вашу свободу.

Мы рекомендуем версии GNU для установки (точнее, дистрибутивы GNU/Linux), полностью состоящие из свободных программ. Подробнее о GNU см. ниже.

Вид экрана GNU

Что такое движение за свободные программы?

Движение за свободные программы борется за то, чтобы завоевать для пользователей вычислительной техники свободу, которую дают свободные программы. Свободные программы передают своим пользователям контроль над их собственными вычислениями. Несвободные программы отдают своих пользователей во власть разработчика программ. См. объяснение на видео.

Что такое свободные программы?

Свобода программы означает, что у пользователей есть свобода выполнять, копировать, изучать, править и улучшать программу.

Понятие “свободная программа” относится к свободе, а не к стоимости. Чтобы верно воспринимать эту концепцию, слово “свободный” следует понимать в том смысле, который заключается в выражении “вольная речь”, а не “бесплатное пиво”.

Более точно, свободная программа означает, что у ее пользователей есть четыре существенных свободы:

  • Свобода выполнять программу, как вам угодно и в любых целях (свобода 0).
  • Свобода изучать, как работает программа, и адаптировать ее под свои нужды (свобода 1). Для этого необходим доступ к исходному тексту.
  • Свобода распространять копии, чтобы помочь своему ближнему (свобода 2).
  • Свобода улучшать программу и делать ваши улучшения общедоступными к выгоде всего сообщества (свобода 3). Для этого необходим доступ к исходному тексту.

Развитие техники и вычислительных сетей сделали эти свободы еще важнее сейчас, чем они были в 1983 году.

В наши дни движение за свободные программы идет гораздо дальше разработки системы GNU. На сайте Фонда свободного программного обеспечения описано подробнее, что делаем мы, и какими способами можете помочь вы.

Подробнее о GNU

GNU — операционная система типа Unix. Это значит, что она представляет собой собрание множества программ: приложений, библиотек, средств разработки и даже игр. Многие программы в GNU выпускаются под эгидой проекта GNU; их мы называем пакетами GNU.

Название “GNU” — это рекурсивное сокращение фразы “GNU's Not Unix!” (“GNU — не Unix!”). “GNU” произносится как гну, одним слогом, как глагол “гнуть” в первом лице, единственном числе настоящего времени изъявительного наклонения.

В системе типа Unix программа, которая выделяет машинные ресурсы и общается с аппаратурой, называется “ядром”. GNU, как правило, применяется сегодня с ядром, называемым “Linux”. Эта комбинация является операционной системой GNU/Linux. Миллионы людей пользуются GNU/Linux, хотя многие ошибочно называют ее “Linux”.

Работы над собственным ядром GNU, Hurd, начались в 1990 году (до начала работ над Linux). Добровольцы продолжают развивать Hurd, поскольку это представляет технический интерес.

Другие сведения.

Попробуй GNU/Linux!

GNU на планете Лента новостей

GNUMail и TalkSoup снова будут в MacOS: В процессе работ по чистке и выбиванию пыли из TalkSoup, клиента IRC GNUstep, я провожу родную сборку его на MacOS. Очевидно... далее

GnuTLS 3.3.13: Вышел GnuTLS 3.3.13, выпуск с исправлением ошибок в стабильной ветви.

Значительные изменения в выпуске 2015.02.24: AX_CHECK_ENABLE_DEBUG теперь по умолчанию пользуется $ax_is_release как IS-RELEASE. AX_IS_RELEASE теперь поддерживает правила микроверсий. Переносимость AX_CXX_COMP... далее

Другие новости — на сайте GNU на планете и в списке последних выпусков GNU.

Emacs

GNU Emacs — расширяемый и весьма гибкий текстовый редактор. Он построен на интерпретаторе Emacs Lisp с расширениями для редактирования текста. Emacs был расширен по существу на все области вычислений, дав началу целому спектру пакетов для поддержки, например, электронной почты, сообщений IRC и XMPP, табличной обработки, редактирования на удаленном сервере и многого другого. В Emacs входит обширная документация по всем аспектам системы, начиная с простейшего редактирования и заканчивая написанием крупных программ на Lisp. В нем есть полная поддержка Unicode почти для всех человеческих языков. (док)

Краткие описания всех пакетов GNU

Действуйте!

Могли бы вы помочь какому-нибудь из этих приоритетных проектов? Gnash, coreboot, свободные дистрибутивы GNU/Linux, GNU Octave, драйверы для маршрутизаторов и обратимая отладка в GDB, распознавание речи, драйверы PowerVR, а также свободные замены Skype, библиотек OpenDWG и Oracle Forms.

Могли бы вы взять на себя работу над одним из пакетов GNU, оставшихся без поддержки? gleem, gnukart, halifax, jwhois, metahtml, orgadoc, polyxmass, superopt, teximpatient — все они нуждаются в ответственных разработчиках. Кроме того, следующие пакеты нуждаются в дополнительных ответственных разработчиках: aspell, gnuae, metaexchange, powerguru. Подробности см. на страницах сайтов пакетов.

[Эмблема ФСПО]“Наша задача — сохранение, защита и поддержка свободы использования, изучения, модификации, копирования и распространения компьютерных программ, а также защита прав пользователей свободных программ”.

Фонд свободного программного обеспечения — ведущая организация, ответственная за разработку операционной системы GNU. Поддержите GNU и ФСПО покупкой руководств и других товаров, присоединением к ФСПО в качестве члена-партнера или пожертвованиями, прямо в фонд или по Flattr.

к началу

У ФСПО есть также братские организации в Европе, Латинской Америке, Индии

English [en]   català [ca]   Česky [cs]   Deutsch [de]   ελληνικά [el]   español [es]   français [fr]   hrvatski [hr]   italiano [it]   日本語 [ja]   한국어 [ko]   Nederlands [nl]   polski [pl]   русский [ru]   Shqip [sq]   українська [uk]   简体中文 [zh-cn]  

Richard Stallman announced in September 1983 the plan to develop a free software Unix-like operating system called GNU. GNU is the only operating system developed specifically for the sake of users' freedom.

What is GNU?

GNU is a Unix-like operating system that is free software—it respects your freedom. You can install versions of GNU (more precisely, GNU/Linux systems) which are entirely free software. What we provide.

Screenshot of GNU

The GNU Project was launched in 1984 to develop the GNU system. The name “GNU” is a recursive acronym for “GNU's Not Unix!”. “GNU” is pronounced g'noo, as one syllable, like saying "grew" but replacing the r with n.

A Unix-like operating system is a software collection of applications, libraries, and developer tools, plus a program to allocate resources and talk to the hardware, known as a kernel.

The Hurd, GNU's own kernel, is some way from being ready for daily use. Thus, GNU is typically used today with a kernel called Linux. This combination is the GNU/Linux operating system. GNU/Linux is used by millions, though many call it “Linux” by mistake.

What is Free Software?

Free software” is a matter of liberty, not price. To understand the concept, you should think of “free” as in “free speech”, not as in “free beer”.

Free software is a matter of the users' freedom to run, copy, distribute, study, change and improve the software. More precisely, it refers to four kinds of freedom, for the users of the software:

  • The freedom to run the program, for any purpose (freedom 0).
  • The freedom to study how the program works, and adapt it to your needs (freedom 1). Access to the source code is a precondition for this.
  • The freedom to redistribute copies so you can help your neighbor (freedom 2).
  • The freedom to improve the program, and release your improvements to the public, so that the whole community benefits (freedom 3). Access to the source code is a precondition for this.

Download GNU now

Planet GNU RSS Feed

GnuTLS 3.3.1: Released GnuTLS 3.3.1 which is a bug fix release on the next stable branch of GnuTLS.

GNU Radio Conference: September 15--19, Washington, DC: Washington, DC - District Architecture Center, 421 7th Street, NW, Washington, DC 20004

Last day of the campaign! Second milestone unlocked! Let’s keep it up!: Well, we’re on the last day of our campaign! I’m excited to say that on our second to last day you all pulled off some... more

For more news, see Planet GNU and the list of recent GNU releases.

Gengetopt

GNU Gengetopt is a program to generate a C/C++ function for parsing command-line options using the getopt_long function found in GNU libc, removing some of the tedium of this task for large programs that accept many options. The options parsed by the generated function may be in both short (e.g., -h) and long (--help) formats, as specified by the GNU coding standards. Additionally, the output of the standard options --help and --version is generated automatically. (doc)

Short descriptions for all GNU packages.

Take Action

Can you contribute to any of these High Priority Projects? Gnash, coreboot, free distributions of GNU/Linux, GNU Octave, drivers for network routers, reversible debugging in GDB, automatic transcription, PowerVR drivers, and also free software replacements for Skype, OpenDWG libraries, and Oracle Forms.

Can you take over an unmaintained GNU package? gleem, gnukart, groff, halifax, jwhois, metahtml, orgadoc, polyxmass, superopt, teximpatient, are all looking for maintainers. Also, these packages are looking for co-maintainers: aspell, gnuae, metaexchange, powerguru. See the package web pages for more information.

 [FSF logo] “Our mission is to preserve, protect and promote the freedom to use, study, copy, modify, and redistribute computer software, and to defend the rights of Free Software users.”

The Free Software Foundation is the principal organizational sponsor of the GNU Operating System. Support GNU and the FSF by buying manuals and gear, joining the FSF as an associate member, or making a donation, either directly to the FSF or via Flattr.

back to top

The FSF also has sister organizations in Europe, Latin America and India.